Как образуется цена на антиквариат?

цена на атиквариатКак образуется цена на произведения искусств? Ремесленники учитывают стоимость материала и количество времени, которое ушло на обработку. С появлением торговцев появляется торговая надбавка. Цена вырастает по прошествии времени, т. к. изделия становятся все более редкими, а ремесленников уже нет в живых.

 

 

Материал стареет. Новые изделия в тех же формах выглядят по-другому. Редкость важный фактор, который определяет цену вещи. Но этот фактор не единственный. Почтовая марка, чем реже, тем дороже. Но картина это не марка. Картины ценят за их художественные достоинства.


Художественность и редкость это основные факторы ценообразования. Также очень важное влияние на цену оказывает происхождение предмета. Бывают и такие вещи, ценность которых состоит только в их происхождении (вещи, которые принадлежали знаменитостям). В этом случае художественность оказывается побочным фактором.

 

В 1977 году на аукционе Сотби проходили два фарфоровых ведра, которые были сделаны на севрской мануфактуре, приблизительно в то же время, что и "Крестьянская девочка с хворостом" Гейнсборо (1787 - 1788 гг.). За ведра заплатили около 178000 долларов. И в эстетическом, и в практическом смысле ведра для молока из фарфора это нелепость. Фарфор использовали не для выявления пластических качеств, а для имитации дерева. Конечно, ведра уникальны, но только это не объясняет высокой цены. Объяснение заключается в том, что ведра были сделаны для Марии-Антуанетты, для ее молочной фермы в Рамбуйе, где королева "играла" в сельское хозяйство.


Французский художник-примитивист Камиль Бомбуа в 1944 году написал картину, на которой изображен бульдог, и подарил ее жене Уинстона Черчилля, с которым собака имела сходство. Черчилль посмеялся, когда эта картина появилась в его доме, и распорядился ее повесить. После смерти Черчилля в 1977 году на аукционе Кристи картина была продана за 10000 фунтов. Картину оценили бы вдвое меньше, если бы у нее не было такой истории.


Рынок так уж устроен, что на нем господствует гипноз имен. Очень часто платят не за сам предмет, а за имя, с которым он связан. Пустячок, подписанный известным художником, может оказаться дороже, чем работа более интересная, но принадлежащая менее известному мастеру.


Случаются метаморфозы и в отношении любителей искусства к одному и тому же произведению при изменении атрибуции. Вчера все верили, что картину написал Z, а сегодня кто-то доказал, что это X. Картина та же, с ней ничего не произошло, но ценить ее будут в соответствии с тем местом, которое занимает в художественной табели о рангах X, а не Z. Лувр в 1927 году приобрел две картины Ватто за полтора миллиона франков. Но очень скоро картины потеряли девять десятых стоимости, т.к. были найдены подготовительные рисунки к ним, которые были подписаны не Ватто, а именем его последователя Кийара.


В апелляционном суде Парижа в феврале 1976 года слушалось дело мадам Сент-Арроман. Она владела картиной "Вакханалия", по семейной традиции считавшаяся произведением Пуссена. Картину выставили на распродажу у Реймса и Лорена, но эксперты решили, что это не Пуссен, а школа Карраччи. С такой атрибуцией "Вакханалия" в 1968 году была продана за 2200 франков в Отеле Друо. Своим преимущественным правом приобретения воспользовался Лувр и купил картину.

 

В 1969 году в "Ревю дю Лувр" (ежемесячник музея) вышла статья хранителя старой французской живописи Пьера Розенберга "Новый Пуссен в Лувре", которая была посвящена "Вакханалии". Стерлинг, Блант и другие знатоки Пуссена с этой атрибуцией согласились. Мадам Сент-Арроман подала иск в суд, потребовав возврата картины. Суд высшей инстанции в 1972 году отменил продажу, но через четыре года апелляционный суд оставил ее в силе. Заключение апелляционного суда было основано на том, что мнение специалистов не единодушно. Большие сомнения в принадлежности "Вакханалии" Пуссену высказал Жермен Базен (бывший главный хранитель Лувра). Не сохранилось никаких документов, которые подтверждали бы авторство Пуссена.


Таких перепадов цен не было 400 - 500 лет назад. В сверхценах отражается оценка не столько того или иного произведения, сколько всего творчества мастера, оценка музейных шедевров, которые не продаются, т. к. они есть национальное достояние, но которые держат в уме при образовании стоимости второстепенных вещей творцов этих шедевров. Коллекционер не может купить "Бал в Мулен де ла Галлет" или "Завтрак гребцов" Ренуара, "Сон" или "Похороны в Орнане" Курбе, т к эти полотна давно заняли свои места в музеях. И Ренуар, и Курбе писали много, поэтому коллекционер может встретить на рынке их работы. Но они были неровными художниками. Но даже слабые их холсты продаются очень дорого. Покупатель переплачивает за имя художника.


Самым дорогим художником считается Леонардо да Винчи. За "Джиневру Бенчи" (последняя картина из частного собрания) в 1967 году было заплачено шесть миллионов долларов (по нынешнему курсу эту сумму надо увеличить в несколько раз). Материальные проблемы заставили герцога Лихтенштейнского расстаться с уникальным портретом. В аукционном споре победила вашингтонская Национальная галерея.


Если вести речь об итальянском Возрождении, то самые высокие ставки за Леонардо должны были бы быть уготованы Микеланджело, Джотто, Джорджоне. Но они все для рынка закрыты. Работы Микеланджело - музейное достояние. В творчестве Джотто главное - фрески, которые украшают общественные здания. Его картины редки, и с ними далеко не все ясно.


Джорджоне умер молодым и оставил мало картин. Тициан друг Джорджоне дожил до старости и был плодовит. В той же манере что и живопись Джорджоне выполнены ранние картины Тициана. Если нет подписей, возникает желание отдать Джорджоне сделанное Тицианом, такое искушение преодолеть очень трудно. "Сельский концерт" в Лувре, который раньше считали работой Джорджоне, скорее всего, написан Тицианом. Но и сейчас чаще всего картину представляют как творение Джорджиане, которое закончил Тициан.


На аукционах особенный ажиотаж вызывают последние произведения известных художников, которые еще остаются в частных собраниях. "Натурщицы" Сёра в 1970 году были проданы за один миллион тридцать три тысячи долларов. А в начале XX века не менее значительная работа Сёра "Сена в Курбевуа" продавалась за четыре тысячи франков. "Мадонна" Дуччо в конце XIX столетия собрала лишь 280 марок. Но с тех пор изменилось отношение к этому сиенскому живописцу раннего Возрождения. "Распятие" Дуччо (последняя картина из частной коллекции) в 1976 году на лондонском аукционе Кристи ушла за один миллион семьсот восемьдесят тысяч долларов. Оказались тщетными все попытки предотвратить экспорт "Распятия" из Англии. На аукционе борьба велась между неким Перманом и галереей Кольнаги. Победу одержал Перман, по слухам за его спиной стоял музей Метрополитен.


Многие шедевры ушли в Метрополитен (работы Веласкеса, Рембрандта, Моне). В 1961 Метрополитен приобрел рембрандтовского "Аристотеля с бюстом Гомера". В конце 1970 года купил у Кристи "Портрет Хуана Парехи" Веласкеса. В истории искусства Веласкес и Рембрандт сыграли огромную роль, и нельзя ставить одного художника над другим. Однако на аукционах Веласкес оказывается дороже Рембрандта, так как он более редкий, список его картин короче.


Многое в ценах на произведения искусств становится понятным только при совокупном учете господствующих в данное время эстетических представлений, которые питают психологию спроса и рыночной конъюнктуры, рассматриваемой с точки зрения редкости продающихся вещей.


Цена зависит от многих "слагаемых": происхождение и сюжет картины, живописные качества, имя художника, эстетические вкусы данного времени. Но есть еще немало других факторов. Аукционеры хорошо знают, где лучше всего предложить то или другое произведение. Например, картины с религиозными сюжетами в США продаются хуже, чем в Европе (сказывается духовное наследие пуритан, которые не признавали религиозной живописи). Работа Гондекуттера с изображением павлина (голландские художники их писали часто) дешевле в США, т. к. есть поверье, что павлин приносит несчастье. Также аукционеры знают, что в таком жанре, как изображение обнаженного тела, "мужчинам" предпочитают "женщин" (при равенстве других параметров).


 

Новое



Популярное


  • Как оценить фарфоровые статуэтки?

    Большинство людей не пользующихся или мало пользующихся Интернетом решают проблему ценообразования своих фарфоровых статуэток просто.
    Подробнее
  • Блошиные рынки в Харькове

    В городе Харькове огромное количество всевозможных рынков, начиная от самого большого в Восточной Европе, который занимает 14-е место в рейтинге крупнейших рынков мира, возле станции метро "Академика Барабашова" и заканчивая небольшими стихийными рынками в самых разных местах.
    Подробнее
  • Советские фарфоровые статуэтки

    Коллекционировать советские фарфоровые статуэтки в последнее время стало модно. Если раньше коллекционеры мало обращали внимания на фарфоровую продукцию советской эпохи и проявляли интерес, в основном, только к винтажным фарфоровым статуэткам из Европы, то позже все кардинально изменилось: советские фарфоровые статуэтки стали разлетаться как горячие пирожки.
    Подробнее
| Карта сайта |