Мастер-косторез С. Н. Пестерев

Мастер-косторез С. Н. Пестерев

Произведения мастера словно вобрали в себя все многообразие обитателей тундры, леса, атласных пастбищ и арктических просторов Якутии.

 

Собаки-лайки и стерхи, лоси и медведи, кони и олени живут в его работах естественной, "подсмотренной" у природы жизнью, или в общении с человеком.

 

Отличительные черты композиций художника - декоративное осмысление деталей, стремление к передаче всей неповторимости каждого животного, отсутствие гравировки на подставке (С. Н. Пестерев только изредка покрывал подставку низкорельефной резьбой), умеренность полировки поверхности кости.


Даже самые ранние работы мастера, созданные в конце 1940-х годов, показывают природный дар анималиста. Несмотря "деревянность", сухость форм, жесткость контуров и пластических членений, в них видна правда природного наблюдения ("Нападение волков на оленя", "Борьба с волками"). Сцены борьбы животных, охоты на медведя трактованы непосредственно и наивно, передают мироощущение якута - зверовода, рыболова, натуралиста, охотника, испокон веков связанного с природой. В этот период в творчество мастера вошел ряд сюжетов и тем, с которыми он не расставался до конца жизни (северные лайки, школьники севера, рыбная ловля на севере). Центральным среди них стал мотив собачьей или оленьей упряжки.


Якутский мастер косторез ПестеревВ первой половине 1960-х годов художник увлекся многофигурными крупными композициями, несколько фризообразными и статичными, ритмы которых растекаются от центра к краям. В этих работах поражает способность мастера создавать целостную композицию при разнообразии не повторяющих друг друга движений и характерных поз.


Постепенно в композициях Пестерева число фигур становилось меньше, усиливалась динамика действия, возрастала степень их обобщения.


С. Н. Пестерев - виртуоз в передаче красоты движений северного оленя - короля животных тундры. Он прекрасен как в одиночных композициях мастера, так и в многофигурных, в движении и статике. Прекрасно передано художником мягкое плавное движение изящных и грузных животных на переправе ("Олени на переправе").


У мастера есть композиции с фольклорно-этнографическим содержанием ("Якутская старинная свадьба), но не они определяли направление его поисков.


В последние годы в произведениях С. Н. Пестерева усилились экологические нотки, в своих анималистических работах он как бы подчеркивает необходимость добрых отношений между человеком и животным миром ("В заповеднике", "Олень с олененком").

Мастерски владея приемами объемной резьбы Пестерев иногда прибегал к низкорельефной резьбе, которая в его исполнении отличалась мягкой моделировкой поверхности.


Его художественное наследие насчитывает несколько сотен произведений, которые хранятся в музеях: Музее народного творчества в Загорске, Государственном историческом музее и т. п.


 

Новое



Популярное


  • Блошиные рынки в Харькове

    В городе Харькове огромное количество всевозможных рынков, начиная от самого большого в Восточной Европе, который занимает 14-е место в рейтинге крупнейших рынков мира, возле станции метро "Академика Барабашова" и заканчивая небольшими стихийными рынками в самых разных местах.
    Подробнее
  • Как оценить фарфоровые статуэтки?

    Большинство людей не пользующихся или мало пользующихся Интернетом решают проблему ценообразования своих фарфоровых статуэток просто. Обычно человек обращается в ближайший антикварный магазин или на рынок к скупщикам и, получив несколько предложений по цене, выбирает лучшее.   Активные пользователи Сети при оценке фарфоровых статуэток действуют иначе.
    Подробнее
  • Советские фарфоровые статуэтки

    Коллекционировать советские фарфоровые статуэтки в последнее время стало модно. Если раньше коллекционеры мало обращали внимания на фарфоровую продукцию советской эпохи и проявляли интерес, в основном, только к винтажным фарфоровым статуэткам из Европы, то позже все кардинально изменилось: советские фарфоровые статуэтки стали разлетаться как горячие пирожки.  
    Подробнее
| Контакты | Карта сайта |