Еще до возникновения в Ленинграде экспериментальной мастерской В. Мухина начала работать в стекле. В 1938 году по ее проектам на заводе "Красный гигант" были изготовлены круглый стол и хрустальный сервиз "Кремлевский" для Президиума Верховного Совета СССР.
В хрустальном сервизе проявились черты, которые потом станут характерными для работ В. Мухиной в стекле. Функция предмета, пластическая форма, природа стекла служит для художницы средством для раскрытия образного строя произведения. На стаканах, бокалах и графинах сервиза есть отделка плоской гранью в виде вертикальных фасетов, они усиливают игру света и подчеркивают силуэтные линии в безупречном хрустале. Также в сервиз входит шарообразная ваза для цветов более сложной отделки. Эта ваза и организует весь сервиз в гармоничный ансамбль.
В. Мухина мастерски использовала шаровидную форму (самая естественная для выдувного стекла) и создала сосуд, который является воплощением живого растительного мотива. Отказавшись от прямого изображения, художница раскрыла полую шарообразную заготовку стекла несколькими прямолинейными вырезами, у которых есть функциональное назначение: это места для стеблей цветов. Эта сквозная резьба образует плавно изогнутые зубцы, которые напоминают лепесточки цветка. Вазу назвали "Астра". Потом В. Мухина повторила эту вазу в хрустале глубокого серо-дымчатого цвета.
Все следующие работы В. Мухиной отражали ее понимание красоты бытового стеклянного изделия. Изготовленные на Ленинградской фабрике в период с 1940 по 1941 годы вазы "Лотос", "Колокольчик", "Репка" отмечены стремлением мастера к органическому слиянию декоративного и функционального начал.
Придумывая новую пластическую форму вазы, В. Мухина одновременно создает отделку для нее. Художница использует гравировку, разные виды резьбы, смело оперирует цветом то в виде цветных включений в толще материала, то посредством накладного стекла. Например, устойчивая, крепкая форма вазы "Репка" подчеркивается ярким цветом красного накладного слоя, а резьба кругового фриза (крупные овалы), обнаруживает нижний прозрачный слой, выявляет основные качества стекла. Цвет и форма этой вазы выявили глубокую связь с классическим русским стеклом, а также придали ей национальный колорит. Для полного раскрытия образа ваз В. Мухина находит новый прием: ваза "Лотос" оживлена мерцанием света в тоненьких бороздках прямолинейной резьбы; в "Колокольчике" это полупрозрачная филигрань сине-лилового цвета.
Среди стекольно-посудных работ художницы есть большое количество кубков, чаш, бокалов, формы которых изначально обусловлены естественным поведением стекла в короткие мгновения формования гибкой горячей массы.
Художница много времени посвящала поискам новых форм в стекле, об этом свидетельствуют тщательно прорисованные проекты декоративного стекла и эскизы из архива В. Мухиной.
Творчество В. Мухиной в области камерной скульптуры из стекла также было плодотворным и новаторским. В 1941 году В. Мухина создает скульптуры, которые предназначаются специально для моллирования в стекле. Это скульптуры "Торс" и "Скорбь" или "Сидящая девушка". Эти произведения отличаются обобщенными компактными формами, тщательно продуманной светотеневой моделировкой и плавными мягкими линиями. Лаконичная пластическая лепка в обеих фигурах гармонирует с просвечивающими объемами, а декоративные эффекты материала придают скульптурам особую выразительность и поэтичность. Последующее углубление в проблемы стекла и его пластические возможности привели художницу к новой идее полой скульптуры.
В. Мухина загорелась создать объемные изображения путем соответствующего формирования полости в прозрачном стеклянном блоке. Первый опыт, который был сделан с моллированной фигурой "Сидящая девушка", выявил интересные особенности полой скульптуры. Появилась отличная воздушная пластика в окружении гладко отшлифованного монолита прозрачного стекла. Строилась форма при помощи замкнутого пространства, наполненного светом, его богатством теневых переходов и переливами. Острое преломление лучей света на грани полости и стеклянной глыбы образовало очертание изящной фигурки, как будто движущейся под воздействием изменений в освещении.
Художница не успела осуществить всех своих планов в области полой скульптуры. Но своей творческой инициативой, своим примером она указала направление последующего развития стеклянной пластики малых форм.
|