Художественная обработка металла

Художественная обработка металлаИздавна славятся русские мастера искусством художественной обработки металла.


Красносельские ювелиры выделяются своими художественными традициями. В конце XIX столетия село Красное-на-Волге Костромской области считалось крупнейшим центром ювелирно-металлического промысла. В этом селе практически все жители занимались гравировкой, чеканкой, эмальерным и другим ювелирным делом.

 

В советский период Красносельская ювелирная фабрика выпускала изделия из мельхиора, серебра, бронзы, меди, томпака, латуни, которые были богато украшены сканью, зернью, чеканкой, гравировкой. Особенно широкую известность приобрела красносельская скань.

 

Декоративные узоры из круто скрученных тонких посеребренных и позолоченных нитей, как причудливое кружево, стелются по поверхности шкатулок и кубков. Сложная ажурная скань типична для этого центра. Ее сочный, густой, изящный узор вплетается в форму изделий: браслетов, сухарниц, подстаканников, ваз и т. п. В узорах скани практически не видны следы припоя, она кажется очень хрупкой. Достаточно эффектно выглядит сканный ажур в сочетании с глухими частями металла. Известны такие мастера, как А.В. Васина, Н. С. Грустливый. Сканный узор с мелкими кружочками, завитками, мягкими изгибами в сочетании с блестящей зернью приобретает еще большую выразительность. Такой прием можно встретить в работах П. И. Чулкова.


Великий Устюг Вологодской области - старинный центр ювелирного дела, где развивалось искусство черни по серебру. Самые разные изделия: медальоны, браслеты, кольца, запонки, пудреницы, коробочки, спичечницы, кубки, стопки, подстаканники украшались тематическими композициями и тончайшими растительными узорами. Орнаментальный рисунок цветов и плодов, с певучими гибкими линиями, с игрой света и тени выявляется такой мелкой штриховкой "растенками". Живописный характер и объем декоративного узора подчеркивает этот узор.

 

Плотный и сплошной густой орнамент то застилает легким узором серебряную светлую гладь, то заполняет целиком собою всю поверхность, выступая очень эффектно на синевато-сизом черном фоне. На некоторых изделиях с графическим мастерством изображены виды Великого Устюга. М. П. Чириков - один из хранителей искусства черни. Он возродил промысел в 1930-е годы и воспитал много мастеров. При художнике Е. П. Шильниковском устюжская чернь приобрела международную славу. Он был автором большого количества произведений, он впервые создал на ларцах, шкатулках, кубках сложные тематические композиции. Он украшал обычные предметы: ложки, ножи, вилки композициями на тему сказок Пушкина.


Дагестанский аул Кубачи - не менее известный древний центр искусства обработки металла. Свои отличительные характеристики имеет кубачинский черневой орнамент. Исполнен он в национальных традициях по светлому фону серебра вьется черным контуром восточный узор то в виде причудливых крупных цветов и листьев, то сложных симметричных ветвей, то тонких переплетений изогнутых стеблей. Узор выступает в этих композициях изящным легким черным силуэтом. В других композициях, наоборот, на фоне, залитом чернью, серебряной вязью стелется узорная тонкая нить из завитков или волнистых побегов. Графический четкий характер декора лишен штриховки и какой-либо детализации, строится он на соотношении натурального цвета серебра и черни. В изделиях чернение сочетается с мелким узором гравировки, чеканки, позолоты. Кинжалы и сосуды работы кубачинских мастеров имеют национальные формы.


Гравировка по стали - один из видов художественной обработки металла. Мастера из города Златоуста Челябинской области владели этим искусством в совершенстве (украшали холодное оружие). Сочетание сюжетного рисунка с разнообразными растительными узорами характерно для декоративного убранства холодного оружия. Выполняется это путем многократного травления и тонкой гравировки. Таким способом выявленный рисунок отливает синевой и выделяется на золоченом матовом или блестящем фоне. Поверхность стали, которая не занята рисунком, полируется. На шашке, автором которой является художник А. И. Боронников, изящное черное кружево узора, переплетающееся с золотыми тонкими нитями орнамента, обрамляет сверкающую Спасскую башню Московского Кремля. На шашке, автором которой является художник Л. Н. Валиев, изображены сложные тематические композиции (воссоздают события революции), они заключены в овальные клейма. В орнаменте, который украшает бытовые предметы - рамки, ножи для разрезания бумаги, полочки, топорики, часто включаются сцены охоты и горные пейзажи.


Искусством литья из чугуна (требует специальной технологии) издавна владеют мастера Урала. Касли Челябинской области является крупным центром этого производства. Он завоевал себе славу еще в XIX веке. Изделия, которые отливаются в специальных формах, подвергаются художественной обработке. Черный бархатистый цвет чугуна достигается специальной окраской.


Изделия каслинских мастеров разнообразны: вазы, подсвечники, пепельницы, миниатюрные скульптуры. Разновидность чугунного литья, которое требует особого мастерства, это ажурное литье. Его широко применяют для изготовления шкатулок, декоративных тарелок, подставок, полочек, кронштейнов. В них очень красиво смотрятся рельефные растительные узоры.

 


 

Новое



Популярное


  • Блошиные рынки в Харькове

    В городе Харькове огромное количество всевозможных рынков, начиная от самого большого в Восточной Европе, который занимает 14-е место в рейтинге крупнейших рынков мира, возле станции метро "Академика Барабашова" и заканчивая небольшими стихийными рынками в самых разных местах.
    Подробнее
  • Советские фарфоровые статуэтки

    Коллекционировать советские фарфоровые статуэтки в последнее время стало модно. Если раньше коллекционеры мало обращали внимания на фарфоровую продукцию советской эпохи и проявляли интерес, в основном, только к винтажным фарфоровым статуэткам из Европы, то позже все кардинально изменилось: советские фарфоровые статуэтки стали разлетаться как горячие пирожки.  
    Подробнее
  • Как оценить фарфоровые статуэтки?

    Большинство людей не пользующихся или мало пользующихся Интернетом решают проблему ценообразования своих фарфоровых статуэток просто. Обычно человек обращается в ближайший антикварный магазин или на рынок к скупщикам и, получив несколько предложений по цене, выбирает лучшее.   Активные пользователи Сети при оценке фарфоровых статуэток действуют иначе.
    Подробнее
| Контакты | Карта сайта |