Фигурные сосуды изготавливали в Европе еще в давние времена. Первый этап, это XII - XIII века (средневековье) были распространены латунные и бронзовые водолеи (акваманилеи), которые изображали людей, птиц, животных.
Второй этап, XVI - XVII века, начало бурно развиваться производство изделий из серебра, в том числе и фигурных сосудов.
Фигурные сосуды это кружки для пива, рукомойные кувшины, кубки, сосуды для воды и вина в виде человеческих фигур, животных и птиц. Здесь орел, журавль, совы, лебеди, петухи, барсы, львы, олени, мифологические обитатели моря, неба и земли, турок, волынщик, различные всадники - последние представлены вздыбленных, скачущих, гарцующих конях, в позах действия, сильного напряжения, невозмутимого величия.
Мастера, которые изготавливали такие сосуды, могли показать свое умение подчеркнуть декоративность произведения, выявить эффектно силуэт, моделировать фигуры в разных ракурсах. Также они проявляли искусство владения различными техниками обработки серебра - золочение, гравировка, пунцирование, выколотка, литье, чеканка.
Свои идеи мастера черпали в разных источниках: научные открытия и успехи мореплавания, национальный фольклор и древние мифы, история античного Рима, наблюдения за природой, сцены из жизни. Очень часто заимствовали мотивы из геральдики. Например, прообраз сосуда в виде орла с широко раскрытыми крыльями мастера из Нюрнберга был орел с герба его города.
Расцвет астрономических знаний, географические открытия XV - начала XVI века, морские путешествия дали толчке развитию новых видов изделий из серебра. В XVI веке вошли в моду декоративные сосуды и кубки в виде парусных кораблей с полной оснасткой и вооружением, XVII веке - сосуды в виде земных и небесных глобусов, которые были гравированы с научной достоверностью той эпохи. Из Америки, Африки, Индии стали прибывать экзотические материалы: кокосовые орехи, слоновая кость, перламутровые раковины, страусовые яйца. Ювелиры превращали их в птиц, фигурки животных, кубки.
Были достаточно традиционными некоторые виды серебряных фигурных кубков. Так, сосуды в виде оленя и совы, связаны с традицией награждать кубком тех, кто победил в стрелковых соревнованиях.
Тема прославления даров природы, ее щедрости оригинально и ярко раскрылась в серебряных сосудах того периода. Это искусно чеканенные кубки в виде ананаса, тыквы, груши, яблока, грозди винограда. Очень редкий гамбургский кубок в виде рога изобилия на плече Цереры, богини плодородия - апофеоз темы.
Разнообразен и богат мир фигур в произведениях серебряников. Он поражает размахом фантазии и радует совершенством исполнения.
|