Тульские самовары

Тульский самоварСамовар - это русское изобретение. Их делали в Петербурге, Москве, Туле, на Урале, в Ярославской, Вятской и Владимирской губерниях.

 

Тула - город оружейников и крупный центр самоварного производства. Развитию самоварного производства в Туле способствовали: богатые месторождения руд, высококвалифицированные мастера по металлу и близость к Москве. В Заречье, где работали и жили оружейники, находилось больше всего фабрик (около 50).

 

В 1778 году в Туле в Заречье был сделан первый самовар. Изготовил его Назар Лисицын. Но уже очень скоро у Лисицына появилось много последователей. В начале XIX века были известны такие мастера оружейники-самоварщики: Иван Баташев, Николай Дементьевич Маликов и его сын Николай, Василий Лялин, Андрей Медведев.

 

Изготавливали самовары из зеленой и красной меди, томпака, мельхиора, иногда самовары серебрили или золотили. Однако основным металлом для самовара была латунь.

 

С течением времени фасоны самоваров менялись, но приемы производства были прежними. Орудия труда оставались неизменными: ножницы для резки металла, гнедки для разгранки, наковальня, кобылины для ковки, паяльники для спайки кувшина с корпусом, а также штемпеля для клеймения.

 

Сто пятьдесят различных фасонов самоваров выпускалось в Туле в конце XIX века. Центром самоварного дела Тула становится во второй половине XIX столетия. В  селах Тульского и Алексинского уездов также производились самовары и отдельные детали к ним. Так, например, в деревнях Маслово, Осиновая гора, Нижние Присады изготавливали стенки самоваров. У каждого мастера для изготовления стенки был свой фасон, для этой работы использовали разгранную форму.

 

Главная часть самовара - стенка, ее изготавливали из листовой меди. Шейки, заглушка, конфорка, круги были литыми, но иногда их изготавливали на давильных станках.

 

Ни одна выставка за рубежом и в России не проходила без самоваров таких крупных самоварных фабрикантов, как Воронцовы, Ломовы, Шемарины, Тейле, Баташевы. Их самовары пользовались большим спросом. Фабриканты на выставках получали награды за лучшие изделия, а оттиски с медалей размещали на стенках самоваров.

 

Желание сделать производство самоваров дешевле привело к стандартизации форм самоваров. Самовары рюмкой, банкой получили широкое распространение. К началу XX столетия в каждом русском доме был самовар.

 

Новый тип самовара - керосиновый появляется в конце XIX века. У такого самовара была емкость для керосина, с помощью которого нагревалась вода.

 

Также в Туле в XIX веке изготавливались дорожные самовары (кубические, многогранные, цилиндрические, прямоугольные).

 

Паровая фабрика бр. Шахдат и Ко в начале XX века дела самовар системы А. Парички (самовар со съемным кувшином). Вода нагревалась спиртом, углем или иным топливом, вода оставалась очень долго горячей. В пожарном отношении такие самовары были безопасны.

 

В 1956 году на тульском заводе "Штамп" было освоено производство электрических самоваров.

 

С 1964-1981 гг. выпускались сувениры-самовары "Ясная Поляна". Такие самовары являются уменьшенной копией (в 56 раз) самовара, который находится в усадьбе Л. Н. Толстого.


 

Новое



Популярное


  • Блошиные рынки в Харькове

    В городе Харькове огромное количество всевозможных рынков, начиная от самого большого в Восточной Европе, который занимает 14-е место в рейтинге крупнейших рынков мира, возле станции метро "Академика Барабашова" и заканчивая небольшими стихийными рынками в самых разных местах.
    Подробнее
  • Как оценить фарфоровые статуэтки?

    Большинство людей не пользующихся или мало пользующихся Интернетом решают проблему ценообразования своих фарфоровых статуэток просто. Обычно человек обращается в ближайший антикварный магазин или на рынок к скупщикам и, получив несколько предложений по цене, выбирает лучшее.   Активные пользователи Сети при оценке фарфоровых статуэток действуют иначе.
    Подробнее
  • Советские фарфоровые статуэтки

    Коллекционировать советские фарфоровые статуэтки в последнее время стало модно. Если раньше коллекционеры мало обращали внимания на фарфоровую продукцию советской эпохи и проявляли интерес, в основном, только к винтажным фарфоровым статуэткам из Европы, то позже все кардинально изменилось: советские фарфоровые статуэтки стали разлетаться как горячие пирожки.  
    Подробнее
| Контакты | Карта сайта |