В 1920 - 1930-е годы мастера Хохломы искали художественных решений, применения хохломских росписей к новому кругу предметов.
Помимо токарной посуды они начинают изготавливать мебель для детей и взрослых, декоративные вазы, ковши, подносы, шкатулки для рукоделия, чернильные приборы, пеналы. Этот ассортимент был характерным для конца 1930-х годов.
А в 1920-е годы многие мастера-хохломичи продолжают делать крестьянскую посуду с травными узорами. Таковыми были изделия братьев С. и Ф. Красильниковых (село Ново-Покровское Ковернинского района) и их многочисленных учеников. Но уже в то время предметы с травной росписью оценивались в Хохломе как низший сорт. Это вызывало тревогу специалистов, а А. Бакушинский говорил, что должна быть исконно народная роспись, которую следует возродить к жизни. Проехав по хохломским селам, Бакушинский увидел там изделия с прекрасной традиционной росписью "травкой", которые делались для местного рынка, "между делом". Они-то и были тем настоящим, чем надо было заниматься промыслу. В хохломском промысле наступил переломный момент. Мастера-хохломичи от трафаретного оформления повернулись к развитию традиционного орнамента.
Травные узоры в хохломской росписи стали преобладать в середине 1930-х годов. Орнаментальные мотивы становятся более разнообразными. В узор начали включать стилизованные изображения ягод, цветов, рыб, птиц. Типичными становятся несколько разновидностей травного узора.
Наивные росписи "под листок", которые выполняли, в основном, мастера из Коверинского района, представляли скромные, но очень нарядные веточки с ягодами и цветами (часто рябиной или земляникой), легко и уверенно разместившиеся на золотистой поверхности ложек, бочат, поставцов, мисок.
Более сложная травная роспись имеет вид условных, очень пышных черных и красных растительных узоров, которые исполнены каллиграфическими приемами на золотистом фоне. Эти узоры то струятся в виде вертикально вытянутых кустов, то развертываются вокруг ритмично вьющегося стебля по объемной форме ваз и других подобных изделий. Как правило, крупные элементы сопровождают мелкие, которые состоят из ритмично повторяющихся пятнышек и мазков: они как бы дополняют основную композицию, но при этом имеют самостоятельное значение (вносят в узор игру разных масштабов, усиливают связь росписи с изделием).
Для хохломской росписи 1930-х годов было характерным равномерное заполнение поверхности повторяющимися ритмично мотивами, которые дополнялись небольшим количеством графических разделок. В одной композиции обычно немного элементов узора, поэтому предмет воспринимается легко и спокойно.
В те годы появилось новое "фоновое" письмо. Его разработали учащиеся Семеновской школы художественной обработки дерева. Вместо кистевой росписи здесь рисовали контур растительного узора, а потом уж окрашивали фон (зеленым, черным, коричневым или красным цветом) и в самом конце наносили мелкие разделки и "приписки" в виде кудрявой тонкой травки.
В 1920 - 1930-е годы в хохломском промысле были созданы и уникальные вещи. Мастера-хохломичи Н. и А. Подоговы к выставке 1937 года создали портал "Весна". Несвойственный для Хохломы серебристо-зеленый колорит с фигурками скворцов черного цвета и белыми гроздями цветущей черемухи тонко передают нежную свежесть весенней природы и поэтическое настроение. Другой портал "Осень" был выполнен в красно-зеленом цветовом ключе (по контрасту с "Весной"). Создали его мастера Ф. Красильников и И. Тюкалов.
|